В Западной Сибири в России находится уникальный археологический памятник древней культуры. Это многочисленные петроглифы, оставленные древними обитателями Горного Алтая тысячелетия назад.
Скала Калбак-Таш
Алтай славится своей неповторимой, удивительной природой. Среди красивейших лугов и холмов протянулась десятикилометровая скала – урочище Калбак-Таш. Она расположена вдоль Чуйского тракта, на правом берегу реки Чуи, в Онгудайском районе Республики Алтай.
Название скалы – Калбак-Таш – в переводе означает «плоская широкая гора». Это название довольно точно ее описывает. Отвесные скальные образования действительно практически гладкие. И они буквально пестрят петроглифами – древними изображениями, выбитыми на камне. Наскальных изображений в урочище Калбак-Таш насчитывается более трех тысяч.
Что изображено на скалах
Петроглифы Калбак-Таша передают сцены быта людей, населявших эту территорию начиная с неолита, их обряды и традиции, а также мифологические сюжеты. В большом количестве присутствуют изображения различных животных: волков, барсов, быков, лошадей, верблюдов, коров, оленей, медведей. Есть даже изображения фантастических животных, которых не существует в природе. Ряд солярных рисунков явно указывает на то, что в далеком прошлом здесь существовала обсерватория.
Исследования петроглифов показали, что они относятся к разным историческим периодам – от неолита до древнетюркской эпохи.
Наиболее древние петроглифические изображения датируются эпохой неолита. До наших дней сохранились фигуры верблюдов и оленей, высеченные на скалах еще в 6-4 тысячелетии до н.э.
Большинство петроглифов ученые относят к периодам медного и бронзового веков (3-1 тыс. лет до н.э.). Это изображения мужчин и женщин, торговцев, воинов, колесниц, телег, вьючных быков и других домашних животных.
Более «молодые» петроглифы показывают диких животных: волков, козлов, маралов, крупных хищников из семейства кошачьих. Древние художники изображали сцены охоты и бытовой жизни. Они были нанесены в скифскую эпоху, в VIII-III вв. до н.э.
Изображения VII-X веков н.э. – это сцены охоты, фигуры медведей и диких быков, а также древнетюркские руны. Кроме того в урочище Калбак-Таш был найден единственный на Алтае ясно различимый рисунок лодки.
Из любопытных объектов Калбак-Таш можно отметить «Алтайскую химеру». Это изображение фантастического животного. Согласно преданиям, он утаскивал людей в подземный мир. Вместе с тем, он же мог очистить душу человека от злых духов. Также интересно Святилище богини Умай-Эне. Вероятно, здесь древние люди поклонялись богине, которая олицетворяла женское начало. К ней было принято обращаться с просьбами о здоровье себе и детям.
Все петроглифы выполнены либо каменными, либо металлическими орудиями.
Есть на скалах Калбак-Таш и рунические знаки. Они были нанесены на камни в древнетюркскую эпоху, в VII-X веках. Тридцать строк рунических надписей являются самым большим скопление таких надписей в России. Историк и археолог И.Л. Кызласов сделал перевод алтайского рунического письма:
«Земля — вечное бытие! Облагодетельствуй дом лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй, изгони! Сотвори благодать! Земля-Чернь!»
«Уверуй и очистись!»
«Обретённый мой Отец, снизойдите до меня!»
«Если на Земле пребывающие в болезни исчезнут, на Вечной Земле пребывающие существа придут в замешательство».
История изучения петроглифов урочища Калбак-Таш
Долгое время рисунки из прошлого оставались неизвестными, потому что основная дорога Старый Чуйский тракт проходила немного выше этого места. Лишь в 1912 году петроглифы впервые были отмечены на карте и описаны. Тогда двое художников, Д. Кузнецов и Г. Гуркин побывали в урочище Калбак-Таш и сделали первые зарисовки этих удивительных археологических памятников.
С 1980-х началось всестороннее изучение алтайских петроглифов. Многие изображения указывают на то, что место считалось священным, и здесь проводились обряды поклонения богам. Другие петроглифы и артефакты говорят о существовании здесь древней обсерватории для наблюдения за небесными телами. До 90-х годов прошлого века алтайская писаница особо не ценилась как исторический памятник. Однако после масштабных исследований она стала считаться одним из основных центров наскальных рисунков Алтая.






