На Чукотском острове Итыгран (также Иттыгран, Ыттыгран) в бывшем эскимосском поселке Сиклюк находится древний памятник истории, названный Китовой аллеей. Необычная конструкция сооружена из челюстей и черепов гренландских китов. Это удивительное свидетельство самобытности древних народов Севера и их культуры. Для чего именно создали столь внушительное сооружение, остается загадкой. Было ли это местом ритуальных встреч китобоев, охотничьей базой, святилищем, площадкой для состязаний или просто перевалочным пунктом – пока данных исследований недостаточно для ответа. Китовая аллея не укладывается в рамки традиционной культуры эскимосского этноса.
Архитектурный комплекс был открыт группой исследователей Института этнографии Академии наук СССР под руководством М.А. Членова в 1976 г. В 1993 году Китовую аллею включили в состав природно-этнического парка «Берингия».
Как выглядит Китовая аллея
Что же представляет собой Китовая аллея? Это монументальное сооружение, состоящее из двух параллельных рядов вкопанных в грунт огромных черепов и челюстных костей арктических гренландских китов (Balaena mysticetus). Кости расположены группами по 2 или 4 штуки. Ряды черепов и челюстей растянулись вдоль прибрежной гравийной косы на 550 м. Ученые подсчитали, что здесь было использовано от 50 до 60 черепов и челюстей китов. Вертикальные столбы из нижних челюстей китов имеют высоту до 5 м. Черепа были врыты носовой частью в галечный грунт. На поверхность выступала широкая затылочная часть на высоту от 0,8 до 1,2 м. Вес черепов мог достигать 2,5 т. В центре аллеи была найдена полукруглая плоская площадка, окаймленная каменными блоками, и остатки древних очагов с обгоревшими китовыми и моржовыми костями. От аллеи к осыпи на склоне холма проходит рукотворная каменная дорога. Она ведет к кольцу огромных валунов, которые получили название «Главного святилища». Также на склоне осыпи располагается полторы сотни воронкообразных мясных ям глубиной от 1 до 2 метров. На дне многих из них даже сохранились замороженные остатки мяса и жира китов. «Гумусные пятна» свидетельствуют о том, что в этих местах многократно проводились трапезы или же разделывались туши животных. В комплексе учеными были обнаружены и другие мелкие сооружения очевидно культового характера. Столь масштабные ритуальные центры подобного типа не встречались ранее нигде на побережье Чукотки. Также они не были описаны ни в одной другой части эскимосского ареала.
По мнению ученых, этот грандиозный комплекс был создан примерно в 13-15 вв., использовался около 200 лет, а затем был оставлен. В то время климат резко изменился, зимний ледовый период стал длиннее, пути миграции морских животных были нарушены, навигационная обстановка усложнилась. С тех пор сакральное место не использовалось.
Исследования
Для понимания предназначения Китовой аллеи группа ученых под руководством М.А. Членова провела ряд исследований на Чукотке. В результате на соседнем острове Аракамчечен была обнаружена цепь из 11 столбов из челюстей гренландских китов. Она растянулась от мыса Кигинин до местности Ярга напротив Сиклюка. Расстояние между столбами составляет от 1 до 5 км, и они расположены так, что от каждого из них видны соседние столбы. Цепь столбов обрывается как раз напротив Китовой аллеи. По предположению столбы отмечали путь от мыса Кигинин до бухты Сиклюк.
Исследование Мечигменской губы
Помимо детальных раскопок и изучения исторических документов были собраны устные предания чукчей и эскимосов. В ходе бесед с местными жителями неоднократно упоминались масигмиты. Предполагаемое место расселения масигмитов – берега залива Мечигмен. По преданиям, масигмиты слились с эскимосскими общинами северной и северо-восточной части Чукотки. Возможно, именно они являлись строителями Китовой аллеи?
Эта информация побудила ученых исследовать территорию Мечигменской губы. Так что в 1981 году к проливу Сенявина отправились две экспедиции, биологическая и этнографическая.
Тюлений мыс
Вблизи мыса Халюскин (южная граница Мечигменского залива) ученые нашли следы крупного древнего поселения. Чукотское название места – Ныхчиген, эскимосский вариант – Ныхсирак (Тюлений мыс). Остатки древних жилищ располагались параллельно старым береговым линиям на 400 метрах. Они выглядели как округлые углубления в земле, из которых местами выступали китовые кости. Также в Ныхсираке исследователи обнаружили два черепа гренландских китов, которые были врыты в землю так же, как в Китовой аллее. Кроме того было найдено более 120 черепов телят серого кита (Eshrichtius robustus). Многие из них были включены в фундаменты полуподземных жилищ и в стены мясных ям. Таким образом, предположение о связи людей, построивших Китовую аллею с древними жителями залива Мечигмен, подтверждалось.
Масик
Затем была исследована коса в заливе Мечигмен. В результате была обнаружена старая чукотская деревня. Ее название можно перевести как «в Масике». Ученые установили, что в этой деревне жили охотники на китов, имевшие ритуальную традицию закапывать пары черепов гренландских китов. В этой местности был обнаружен холм, вокруг которого были разбросаны китовые черепа, воткнуты в землю фрагменты китовых челюстей. Также были найдены несколько полуподземных домов. Один из них был практически не поврежден, стены и крыша были выполнены из костей гренландского и серого китов. Рядом с каждым домом были следы установки групп столбов из челюстей кита. На холме были найдены группы челюстей гренландских китов, черепа телят, рога оленей и некоторые другие останки животных. А на берегу располагались мясные тайники.
Были обнаружены еще несколько мест, где сохранились остатки вертикальных столбов из китовых костей либо челюсти и черепа гренландских китов, разбросанных по поверхности земли.
Загадка не разгадана
Но вопрос о предназначении Китовой аллеи и о ее строителях остается открытым и по сей день. В письменных исторических источниках данная местность не упоминается, так же как нет упоминаний о ней в устных преданиях эскимосов и чукчей. Предположительно, это могло быть место для проведения сакральных действий, возможно, обряда инициации молодых китобоев. Похоже, что древние жители Чукотки могли приплывать сюда в период с августа по сентябрь, а не находились здесь постоянно. Это также могло быть местом крупного межобщинного объединения, черепа у берега обозначали места причаливания различных общин (это характерно для эскимосской традиции). В таком случае также объяснялась бы необходимость создания большого количества новых мясных ям вместо содержания и ухода за старыми.
Что любопытно
- На острове Итыган были найдены лишь черепа и челюсти гренландских китов, однако не было обнаружено ни одного фрагмента остальной части скелета. Также на острове не было жилых построек, а значит, люди здесь не жили постоянно, они приплывали сюда время от времени.
- Вес одной китовой челюсти составляет около 300 кг. Видимо для того, чтобы установить их вертикально, древним северянам пришлось немало потрудиться.
- Даже старейшие жители Чукотки не знают, для чего была создана такая конструкция из костей китов. Упоминаний о ней или о ритуалах, с ней связанных, нет в эпосе ни чукчей, ни эскимосов.
- В 2005 году была выпущена почтовая марка с изображением Китовой аллеи.