Немецкий замок Хоэншвангау расположен в необычайно живописном месте, на высоком холме среди густых лесов. Напротив него находится еще один романтический замок – Нойшванштайн. Прекрасный ландшафт и два изящных замка в средневековом стиле придают местности сказочный вид.
История замка
Замок Хоэншвангау (нем. Schloß Hohenschwangau, буквально «высокий лебединый край») – невероятно красивый замок в южной Баварии. Он расположен вблизи одноименной деревни, районного центра Швангау и города Фюссен, севернее границы с Австрией. Первое упоминание крепости, тогда еще под именем Шванштайн, встречается в XII веке. Замок-крепость построили рыцари рода Швангау. Один из первых рыцарей Швангау, известный нашим современникам – Гильдбольд фон Швангау – вошел в историю как миннезингер и был даже увековечен в «Гейдельбергском песеннике». Рыцари Швангау были ленниками (т.е. вассалы, получившие в награду за службу земельный надел) старейшей европейской династии Вельфов, а затем Гогенштауфенов (швабский владетельный род). Как Вельфы, так и Гогенштауфены часто приезжали в замок. Здесь, в частности, жил принц Конрадин, последний из рода Гогенштауфенов.
Род рыцарей Швангау пресекся в XVI веке. С уходом хозяев замок Хоэншвангау стал постепенно разрушаться. Особенно сильно крепость пострадала во время войны против Наполеона в 1800 и 1809 годах.
В 1829 году будущий король Баварии Максимилиан II был очарован красотой баварского ландшафта и выкупил землю. Он занялся восстановлением замка Хоэншвангау. За период с 1832 по 1836 гг. замок практически был выстроен из руин заново. Максимилиан пожелал видеть свой замок в средневековом стиле. Реконструкцией 14 залов замка занимались Мориц фон Швинд, Кристиан Рубен, Доменико Квальо и другие придворные художники.
В начале XIX века у замка поменялось имя. Шванштайн стал именоваться Хоэншвангау. Замок стал летней резиденцией королевской семьи, здесь же располагались охотничьи угодья. Сын Максимилиана Людвиг провел в этом замке большую часть своей жизни. Здесь он проводил время с семьей и принимал именитых гостей, в том числе Рихарда Вагнера. Здесь же жила мать Людвига после его смерти вплоть до 1889 года. Замок и сейчас находится в собственности у королевских потомков.
Название замка переводится с немецкого как «высокий лебединый край». Людвиг с детства восхищался этими птицами, поэтому в замке многое с ними связано. В частности, во дворе расположен фонтан в виде лебедя, на стенах замка изображения лебедей, повсюду можно видеть мелкие детали интерьера в виде этих птиц, как, например, подсвечники.
Архитектура
Замок Хоэншвангау построен из желтого песчаника. Это отличает его от большинства замков в средневековом стиле. Желтый цвет делает замок заметным на фоне зеленого леса летом или заснеженного склона зимой и добавляет ему сказочности.
Архитектура замка выделяется большим количеством башен, окон, окошек и балконов. Здесь можно видеть множество резных декоративных орнаментов. Среди украшений замка, конечно, нельзя не отметить лебедя – он является как будто бы символом Хоэншвангау.
Во дворе замка находятся несколько фонтанов. Один из них является копией фонтана рядом с ратушей Нюрнберга. Он называется «Гусиный пастушок». Другой – «Львиный фонтан» — копия фонтана из Львиного дворика Альгамбры, мавританского дворца в Гранаде.
Внутреннее убранство замка
Внутри замок выглядит не менее величественно, чем снаружи. Туристы, конечно, сразу отмечают обилие золота. Придворные художники преимущественными цветами интерьера выбрали золотой и сиреневый.
Зал лебединого рыцаря (Große Festsaal). Этот зал прежде был столовой. Стены зала украшены живописью, демонстрирующей сюжеты средневековой саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Идея подобной росписи стен возникла у Христиана Рубена, а воплотили ее Лоренцо Квальо и Михаэль Неер в 1835 г.
Спальные покои короля. Не менее удивительна живопись в спальне короля или Зале Тассо (Tassozimmer). Здесь стены расписаны сюжетами поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Наиболее знаменитая из них – сцена влюбленных «Ринальдо и Армида».
Спальные покои королевы или Восточная комната (Orientzimmer) сочетают в интерьере элементы турецкого и романтического стиля. Будучи еще кронпринцем, Максимилиан в 1833 году посетил Турцию. Архитектура этой страны произвела на будущего короля неизгладимое впечатление, которое впоследствии и повлияло на выбор стиля спальни. Здесь до сих пор стоят канапе, подаренные кронпринцу турецким султаном Мухаммедом II.
Гостиная королевы Марии отличается большим количеством картин. Сюжеты посвящены историческим событиям и судьбе старой крепости. Здесь можно увидеть изображения миннезингера Гильдбольда фон Швангау, принца Конрадина, последнего представителя рода Гогенштауфенов, Мартина Лютера, а также простых людей, живших раньше в крепости или связанных с ее историей.
Рабочий кабинет королевы, или Комната Берты (Berchtazimmer), также украшен картинами. Здесь все напоминает о рождении императора Карла Великого. По легенде, он родился в баварском местечке Гаутинг на мельнице.
Зал героев. Здесь настенные картины отображают сагу о Велькине, которая является частью эпопеи о Дитрихе фон Берне. В Германии сказание было утеряно. Однако позднее, благодаря норвежскому пересказу – Саге о Тидреке Бернском – стало вновь известно в XIII веке.
Комната Гогенштауфена. Настенная живопись здесь посвящена роду Гогенштауфенов. В этой комнате находится фортепиано, так называемый «рояль Вагнера», выполненный из клена. Вагнер часто играл на нем по просьбе Людвига II. В эркере комнаты расположена домашняя часовня, оформленная лично Людвигом II. В часовне находятся две русские иконы, подаренные Александром II.
В 2024 году замок Хоэншвангау, совместно с замками Людвига II, стал кандидатом на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.







