Необыкновенно красивый, романтичный и вместе с тем величественный замок Нойшванштайн возвышается на скале недалеко от городка Фюссен на юге Германии. Это поистине чудо архитектуры в средневековом стиле. Нойшванштайн и окрестности выглядят, словно в сказке. К замку ведет тропинка, начинающаяся у подножия другого, не менее живописного замка – Хоэншвангау. Наверху из леса внезапно возникает скала с крутым склоном. На ее вершине и стоит замок Нойшванштайн в окружении лесов и озер.
История строительства замка
Замок Нойшванштайн (нем. Schloss Neuschwanstein) – романтическая задумка баварского короля Людвига II. Этот замок не предназначался ни для оборонительных операций, ни для королевских гуляний. Людвиг II задумал построить этот замок как место для уединения и любования прекрасным. Говорят, он даже всерьез подумывал приказать разрушить замок после своей смерти.
Строительство замка началось в 1869 г. Он был построен на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау, от которых к тому времени остались лишь руины. Людвиг II приказал взорвать скалу, чтобы опустить плато на 8 метров и создать таким образом место для строительства «сказочного дворца». К вершине скалы построили дорогу, проложили трубопровод. Несмотря на средневековый внешний вид, замок имел все самые современные на тот момент коммуникации. Для портала и эркера привозили песчаник из Нюртингена. Выступы свода, колонны и капители выполнили из Зальцбургского мрамора. Стройматериалы поднимали с западной стороны замка в вагонетках при помощи крана на паровой тяге. Для их установки применяли специальную систему подъемных блоков. Надежность строительных машин проверялась «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой впоследствии образовалось современное Объединение технического надзора TÜV SÜD.
Для возведения замка Нойшванштайн требовалось неимоверное количество стройматериалов. Один только производитель цемента предоставил в 1872 году 450 тонн раствора. А другой производитель в том же году на стройплощадку 1845 гектолитров извести. На строительных работах было задействовано более 200 плотников, каменотесов и подсобных рабочих. Были наняты лучшие мастера, скульптуры, живописцы и резчики по дереву. По словам очевидцев, над изготовлением резной деревянной кровати короля в готическом стиле трудились пятнадцать мастеров-резчиков в течение 4,5 лет. Изначально замок задумывался как трехэтажная готическая крепость, однако изменения в проект вносились одно за другим, и в итоге замок превратился в пятиэтажное сооружение. Затраты превысили 7,5 миллионов марок, тогда как стоимость проекта оценивалась в 3,2 миллиона.
Строительство велось в довольно быстром темпе, однако спустя десять лет так и не было завершено. Не желая ждать дольше, в 1884 король переселился в недостроенный замок. Спустя год здесь было отмечено 60-летие матери Людвига II Марии.
Внутренний вид замка
Нойшванштайн напоминает театральные декорации. Дело в том, что с раннего возраста Людвиг II любил наряжаться и участвовать в театральных представлениях. Лето королевская семья обычно проводила в родовом поместье Швангау, для реставрации которого отец Людвига, Максимилиан II, нанял не архитектора, а художника-сценографа. Интерьер же Нойшванштайна создавался под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. В убранстве замка сочетаются мавританские, барочные и готические элементы. Каждый зал замка – посвящение операм Вагнера, героям германских легенд.
На четвертом этаже замка находится сводчатый вестибюль в форме трапеции. Пол вестибюля выложен 2 000 000 кусочков мозаики и изображения животного и растительного мира. Тронный зал похож на зал в замке Грааль из оперы «Парсифаль». Это самый впечатляющий зал замка, несмотря на то, что он не был завершен. Здесь Людвиг II хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была символизировать связь бога и короля. Полотна над тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Также в нише находятся изображения Христа, Марии и Иоанна. Рядом с мраморной лестницей изображены 12 апостолов. Колонны верхней и нижней части зала выполнены из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн – пурпурная, верхняя сделана из искусственного лазурита.
В гостиной (Большом салоне) хранится ваза в виде лебедя — символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде. Король любил себя с ним сравнивать. Вся архитектура и художественные украшения замка пронизаны лебединым мотивом. Лебедь – геральдическая птица старинного рода графов Швангау. Отец Людвига Максимилиан II Баварский считал себя преемником этого рода.
Картинное убранство королевской спальни на 3 этаже посвящено истории Тристана и Изольды, которая произвела глубочайшее впечатление на двадцатилетнего короля.
Обязательным залом Людвиг II считал Песенный зал (Зал Певцов). Весь замок выстроен вокруг данного зала. Он является копией зала готического замка в Вартбурге. Настенные полотна иллюстрируют сюжеты легенды о Парцифале. Однако при жизни короля зал не использовался. Только с 1933 по 1939 гг., в годовщину со дня смерти Рихарда Вагнера, в зале проводились праздничные концерты.
Под Залом Певцов находится искусственный грот со сталагмитами и сталактитами и небольшим каскадом воды. Рядом располагаются королевские кухни. Всего в замке 360 залов.
Судьба замка
Строительные проекты Людвига II разоряли государственную казну. Так что Баварское правительство решило избавиться и от грандиозных расходов, и от чудаковатого короля. В 1886 г. мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден объявил Людвига психически нездоровым. Короля под охраной вывезли в небольшой замок Берг на берегу озера Штарнберг. Вскоре тела короля и доктора были найдены близ озера. В общей сложности король прожил в замке своей мечты 172 дня.
После смерти короля строительные работы в замке прекратились. Проект возведения замка так и не был реализован до конца. Нойшванштайн был открыт для платного посещения, чтобы вернуть долги, накопившиеся за годы строительства. К 1899 г. долг был полностью погашен, замок стал стабильным источником дохода для казны.
Видом замка Нойшванштайн был в свое время очарован П.И. Чайковский. Полагают, что именно здесь у него родился замысел балета «Лебединое озеро». На замок открывается необыкновенно красивый вид с моста Мариенбрюке. Этот подвесной мост был натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. В 1866 мост выполнили из металлической конструкции, а первоначальный, деревянный, получил свое название в честь королевы Марии, принцессы Прусской – матери короля Людвига II.
В конце Второй мировой войны в замке хранилась часть золота Рейхсбанка. Затем золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, его утопили в ближайшем озере Алат. В замке также хранились картины, мебель и драгоценности, предназначавшиеся для личной коллекции Гитлера.
В 2024 году замок вместе с другими постройками Людвига II стал кандидатом на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.





